+7(495) 727-01-81

+7(495) 727-34-00

Физическое воспитание

К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста мы подходим со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом и нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому любой педагог-дошкольник должен закладывать азы физической подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни. При проведении занятий совершенно необходимо использовать различные виды подвижных игр, физминуток, это идет на пользу как детям, так и самому ходу занятия - дети, за счет переключения внимания на другой вид деятельности, не успевают устать от пройденного материала. А так как тематика игр и физкультминуток подбирается исходя из основной темы занятия, то дети получают и дополнительную информацию по изучаемому объекту.


Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду — одна из ключевых в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие.


Основными задачами физического воспитания дошкольников являются:


  • охрана жизни и укрепление здоровья детей, закаливание организма;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

  • комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.


Организация физической активности детей решается в разнообразных формах:


  • физкультурные занятия — 3 раза в неделю (одно на улице)

  • ежедневная утренняя гимнастика (веселая гимнастика под зажигательную музыку)

  • подвижные игры, физические упражнения на прогулке (ежедневно)

  • физкультминутки во время занятий

  • бодрящая гимнастика после сна (ежедневно)

  • дыхательная гимнастика

  • профилактика осанки детей (ежедневно)

  • спортивные упражнения и игры

  • физкультурные досуги (раз в модуль)

  • спортивные праздники и дни здоровья (проводимые совместно с родителями) 


  • Укаждой из этих форм работы есть свое назначение и свои особенности в содержании и методике, каждой отведено определенное место в режиме дня. Все формы работы по физическому воспитанию взаимосвязаны.


Основной и наиболее рациональной формой обучения детей являются физкультурные занятия, эффективность которых во многом определяется пониманием их значимости, уме­нием четко ставить программные задачи.


Физкультурные занятия включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы.


В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма


Используются  различные виды занятий, среди которых преобладают:


  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

  • занятия-тренировки основных видов движений;

  • занятия по традиционной схеме: подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;

  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.  


  • Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность. Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию


Целью обучения плаванию дошкольников является:


Формирование  у детей эмоционально-положительное отношение к занятиям на воде, способствование укреплению физического и психического здоровья дошкольников, формирование потребности к здоровому образу жизни.


При обучении плаванию можно выделить несколько этапов, каждый из которых условно можно отнести к определенному возрасту детей.


  1. Ранний и младший дошкольный возраст: начинать с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами и продолжать до того момента, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

  2. Младший и средний дошкольный возраст: этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы короткое время, выполнять вдох-выдох в воду. После этого дошкольников обучают плаванию определенным способом.

  3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети должны проплыть 10-15 м на мелкой воде, сохраняя в основе согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.