Top.Mail.Ru
Новости и события
2 сентября, 2015

Александр Куприн – в шутку и всерьез…

Дорогие гимназисты, педагоги, родители!


Поздравляем вас с началом учебного года и приглашаем в Информационный центр на первую осеннюю выставку, посвященную 145-му дню рождения Александра Ивановича Куприна – одного из самых любимых и читаемых русских писателей.

На выставке представлены не только произведения самого Куприна, но и книги о нем. Например, «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». Вот что пишет на его страницах Наталия Курчатова, наша современница, молодая писательница и журналистка, живущая в Петербурге: «Приступая к чтению Куприна, имеет смысл заранее уяснить себе одну вещь: Куприн – не идеолог, не гражданин мира, ни в коем разе – не автор литературы «хорошего тона», зачастую он сентиментален, вульгарен, кривобок. Но его книги – это живейший источник смысла, непосредственный отчет о путешествиях, непотребствах и возможностях «русской души»; и готовящимся к визиту в Россию иностранцам стоило бы посоветовать читать не Достоевского или Толстого, а именно Куприна».


Сентиментален, вульгарен, кривобок? Вроде бы не принято так говорить о классиках, но ведь каждый имеет право на свое мнение, не так ли? Возможно, Наталия опиралась на такие строки: «Куприн много писал между 1905 г. и началом войны, но ему не удалось создать единственного и незабываемого шедевра, в котором он бы выразился весь. Он разрывался между разными тенденциями. Будучи по существу человеком некультурным, он не мог воспользоваться каким-либо литературным образцом: не обладая большим художественным вкусом, он не мог сам судить, что в его произведениях лучше, а что хуже».


Это цитата из «Истории русской литературы», составленной очень культурным и прекрасно образованным современником Куприна – князем Дмитрием Петровичем Святополком-Мирским (1890-1939). Личность Святополка-Мирского или, как его еще называли за сочувствие коммунистам, «красного князя» заслуживает отдельной статьи, а «История русской литературы», написанная им в 20-е годы XX века, получила мировое признание, была многократно переиздана и переведена на все основные европейские языки. Она также представлена на нашей выставке. Куприну в ней отведена всего одна страничка, но это и понятно, Святополк-Мирский рассматривает в своем труде всю русскую литературу с XI по XX век.

Кроме того, в нашей библиотеке хранится книга К.И. Чуковского, «Современники: Портреты и этюды», изданная в серии ЖЗЛ. Вот как звучит начало воспоминаний Корнея Ивановича о Куприне:


«Старичок долго отказывался, наконец, махнул крохотной ручкой:

- Ладно, согласен... попробуем!

- Да что тут пробовать! - возразил Александр Иванович Куприн.- Дело верное. На себе испытал.

Александр Иванович поставил на стол небольшую жестянку и вскрыл ее перочинным ножом. В жестянке оказалась пахучая жирная зеленая краска.

Старичок был пьян, но не очень. Было в нем что-то противное: мешки под глазами, тараканьи усы.

- Ну, господи благослови! - сказал Куприн и, сунув в жестянку малярную кисть, мазнул ею по седой голове старичка.

Старичок ужаснулся:

- Зеленая!

- Ничего! Через час почернеет!

Капли краски так и застучали дождем по газетным листам, которыми старичок был прикрыт как салфетками, чтобы не испачкался его новый костюм.


Вскоре его седая щетина стала зеленой, как весенний салат.

Он выпил еще одну рюмку, хихикнул и блаженно уснул.

Спал он долго - часа два или три. К ночи он проснулся с мучительным воплем. Краска стала сохнуть. Кожа на его крохотном темени стягивалась все сильнее. Старичок заметался по комнате. Потом он подбежал к зеркалу и горько захныкал: голова осталась такой же зеленой.


- Ничего, ничего, потерпите! Еще десять-пятнадцать минут...

Я сбежал вниз к парикмахеру Ионе Адольфовичу (парикмахерская была тут же, при гостинице) и упросил его отправиться со мною в 121-й номер, чтобы спасти старичка. Но волосы несчастного склеились от масляной краски и стали жесткими, как железная проволока.


Иона взглянул на них и свистнул:

- Какая мне радость ломать себе бритву!


Он нисколько не удивился, что волосы старичка изумрудные. Он работал при этой гостинице несколько лет и хорошо знал привычки ее обитателей: гостиница была писательским подворьем.


Лишь после того как краска с головы была смыта при помощи керосина и ваты, можно было, и то с величайшим трудом, избавить старичка от зеленых волос.


- Эх, поторопились! - с упреком сказал Александр Иванович.- Потерпели бы десять минут, и были бы жгучий брюнет. Ведь эта краска специальная: голландская!»…

Если вам стало любопытно, за что Куприн покрасил старичка в зеленый цвет, приходите в библиотеку!


А по этой ссылке можно прочесть персональную памятку о Куприне «У времени в плену», подготовленную сотрудниками Информационного центра.


Желаем удачного начала учебы и ждем в гости!