«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я научусь». Эта китайская пословица вполне может служить эпиграфом к уроку биологии в восьмым классах «Группа крови на рукаве», на котором учитель биологии Ирина Львовна Амирова продемонстрировала возможности современного урока.
«Изюминкой» урока стало участие специально приглашенной гостьи – врача-трансфузиолога НИИ Склифосовского Мальвины Александровны Дмитриевой. Она подробно рассказала нам, как определяется группа крови и резус-фактор, как в настоящее время собирают цельную кровь, разделяют на фракции – эритроциты, плазму и тромбоциты, отправляют на хранение и, в зависимости от потребностей пациента, делают переливание Урок включал в себя и элементы профориентации - Мальвина Александровна рассказала о профессии врача-трансфузиолога, а также о том, насколько перспективна и востребована сейчас эта специальность.
После теоретической части состоялся практикум, где взрослые (лаборанты) вместе с ребятами определили группу образцов крови и увидели, как смешивание несовместимых групп вызывает процесс агглютинации (склеивание и выпадение в осадок из однородной взвеси бактерий, эритроцитов и др. клеток, несущих антигены). Опытным путем все участники урока получили полное представление о том, почему раньше переливание крови часто было неудачным и к каким последствиям может привести врачебная ошибка. Отметим, что вся экспериментальная часть проходила с соблюдением правил безопасности.
Занятия, которые проводят наши педагоги, требуют большого мастерства и опыта. Наш учитель биологии Ирина Львовна Амирова преподает биологию более 35 лет, имеет высшую квалификационную категорию, является экспертом ЕГЭ и координатором проектной и исследовательской работы в гимназии. «Сегодня на первый план выходит умение учителя заинтересовать детей, научить задавать вопросы, вовлечь в процесс поиска информации и сделать его постоянным, научить выделять главное в широких информационных потоках. Поэтому я использую современные формы подачи учебного материала в виде комбинированных теоретических и практических занятий с участием специалистов-практиков в изучаемой области знаний», - отметила Ирина Львовна после урока.