Top.Mail.Ru

Наш гимназист Данэл Габулов о проекте «История школы Соловецких юнг»…

Каждую осень ребята Павловской гимназии выбирают тему для проектно-исследовательской работы, над которой работают весь год. Кто-то развивает тему предыдущего года, кто-то долго находится в творческом поиске, а кто-то черпает вдохновение из книг, фильмов, поездок, окружающей действительности.

Наш шестиклассник Данэл Габулов рассказывает о том, как получился проект «История школы Соловецких юнг или мальчики с бантиками».

 

 

На выбор моей темы повлияла повесть В.С. Пикуля «Мальчики с бантиками», которую я прочел на одном дыхании. Повесть автобиографичная. В.С. Пикуль рассказывает о себе и своих товарищах, ведь он и есть Савка Огурцов – юнга первого набора. Это книга о мальчишках, обыкновенных детях, которые живут в необычное и страшное время – время Великой Отечественной войны. Ребята, которые должны играть в футбол, кататься на велосипедах, сидеть за партами, очень рано вступают в мир взрослых. Очень разные, они в то же время похожи в одном – эти дети мечтают попасть на море. Они уже видят себя матросами линкоров и крейсеров. И не важно, что кто-то из них и моря ни разу в жизни не видел. Не важно и то, что одни – сироты, а у других есть семья. Море объединит их в новую семью, и короткий период учебы в Соловецкой школе юнг станет самым запоминающимся моментом жизни. Школа Юнг на Соловецких островах станет их домом. Когда я узнал, что в 2017 году отмечался 75-летний юбилей школы Соловецких юнг, я решил узнать о них подробнее.

Юнги были моими ровесниками: кому-то 15-16 лет, а кому-то 12 и даже 11 лет.


Меня заинтересовало, как подростки в годы войны могли стать юнгами, поступить в эту школу, что нужно было для этого сделать, каковы были условия поступления в школу, какими специальностями они овладевали, какие школьные предметы изучали, каким был их быт, распорядок дня и условия жизни. То есть самые обыденные вопросы.

И, естественно, очень интересно было узнать об участии этих ребят в военных операциях Великой Отечественной войны: на каких флотах они воевали, на каких типах судов выходили в плавание. Есть ли среди них известные герои войны, как сложилась их дальнейшая судьба? Что стало с школой Юнг, когда закончилась война?

Когда в 2013 году отмечалось 70-летие Соловецкой школы юнг, на юбилейную встречу на Соловки смогли приехать 48 ветеранов. Самым молодым из них было за 80. Летом же 2017 на 75-летний юбилей приехало только 19 ветеранов из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромской и Свердловской областей, Пермского края и Латвии. И им было уже по 90, а некоторым и того больше. К сожалению, годы идут, они не щадят никого, и ветераны уходят от нас. А так хочется, чтобы о них помнили и знали, об этих мальчишках, которые воевали и погибали, защищая свою Родину.


Я хотел разработать и создать книгу-альбом «История школы Соловецких юнг или мальчики с бантиками», которая станет наглядным пособием для изучения одной из тем о Великой Отечественной войне.

В СМИ и интернете на различных сайтах можно найти разрозненную информацию о школе юнг. Она представлена очень скупо и в основном оформлена в черно-белых тонах. Если есть фотографии в этих статьях, то они именно такие. Можно увидеть короткие презентации, а полноценной современной большой книги с красочными иллюстрациями нет. Если есть книги, то они написаны давно. А я хотел сделать яркую, иллюстрированную, и по возможности цветную книгу о Соловецких юнгах. Они это заслужили!

Чтобы заинтересовать книгой и младших школьников, я сделал так, чтобы в ней были картинки и цветные фотографии, а текст постарался написать серьезный, но интересный. Поэтому, по моей задумке, в ходе работы и получился информационно-иллюстрированный фотоальбом, одинаково интересный и младшим, и старшим школьникам.