Top.Mail.Ru

Наши проекты. Изучаем историю обучения математике

Вы когда-нибудь задумывались, как люди считали раньше? Кажется, что складывали, вычитали и умножали числа в столбик всегда. Однако это не так.


Наш шестиклассник Сергей Коршунов выбрал интересную тему для своей проектно-исследовательской работы – «Изучение возникновения и развития математики в России». Руководитель его проекта – Струнина Ольга Юрьевна. Работая над проектом, Серёжа изучил «Арифметику» Магницкого, а также русские и белорусские учебники математики 1904, 1928, 1950 гг. В эту пятницу Сергей поделился результатами своих изысканий на открытом уроке математики, а вчера блестяще защитил свой проект на открытых слушаниях.

Сергей рассказал, что первый учебник по арифметике создал в 1714 году Леонтий Филиппович Магницкий, который впервые перевел славянские буквенные числа на арабские цифры. Чтобы совершить математическое действие, число записывалось при помощи кружочков, каждый из которых обозначал определенное число и помещался на схему.


В то же время, чтобы умножить одно число на другое, нужно было первое число все время делить на 2, пока не останется единица, а второе число параллельно умножать на два, и в итоге у вас получается, что 32*37 это то же самое, что 1*1184. Однако если вы попытаетесь таким же образом умножить 33*37, то потерпите фиаско, ведь 33 на 2 без остатка не делится. У этого метода есть свои нюансы!


Сергей не только открыл тайны сложения, вычитания и умножения своим друзьям, но и провел настоящий математический бой, предложив ребятам решить задачи из старинных учебников. Ребята проверили свои математические навыки, а также вспомнили уроки истории и словесности.


«М.В. Ломоносов тратил одну денежку на хлеб и квас. Когда цены выросли на 20%, на ту же денежку он приобретал полхлеба и квас. Хватит ли той же денежки хотя бы на квас, если цены еще вырастут на 20%?»


Наши шестиклассники справились. А вы решите?