Top.Mail.Ru
Новости и события
10 сентября, 2015

"И наступит твой август…"

Этот год в России ознаменован двумя событиями – 70-летием победы в Великой Отечественной войне и посвящением Литературе. Мы продолжаем знакомить вас с авторами, прошедшими войну, но, возможно, мало известных широкому кругу читателей.



В середине последнего летнего месяца состоялся юбилей, о котором не говорили так громко, но он неразрывно связан и с Великой Отечественной войной и с великой русской литературой. Десять лет назад, 15 августа 2005, умер поэт Николай Панченко.

В середине 90-х в одном из толстых журналов были опубликованы такие строчки Николая Васильевича:


Простите меня, собаки,

Я перед вами виновен,

В жизни с каждым случалось

Много досадных хреновин.

Эта – живет особо,

Время не заслонит.

Эта, как едкой солью,

Душу мою саднит…


Помнится, руки лижет,

Взвизгивает, как просит.

Начитавшись дурацких книжек,

Я вывел ее на просек

Только за то, что она была беспородной,

Только за то, что она не была благородной.


Выстрел.

И стихла, сникла,

Морду прошила дробь,

Выступала спелой брусникой

На шерсти собачья кровь,

Наливались гроздья черешен,

Падали в снег.

Грешен я, грешен я, грешен,

Глупый я человек!..


Эти строки страшны и непонятны для читателя: как можно стрелять в собаку да еще и признаваться в этом – вот так, на страницах журнала? И только последнее четверостишье раскрывает истинный смысл авторской метафоры:


Сиры, убоги, наги

В яви, как в страшном сне

Сотни дворняг, собаки

Тошно скулят во мне.


Во многих поэтических хрестоматиях, посвященных Великой Отечественной войне, можно найти фронтовые стихи Николая Панченко. Читая их, складывался облик автора: честного, резкого, смелого, тоскующего и бесстрашно говорящего о своей боли.

Николай Васильевич родился в 1924 году, в семье учителя математики. На войну попал в 18 лет. В краткой биографии об этом скупые строчки: «С 1942 года младший авиаспециалист в составе 242-го авиаполка 321-й авиадивизии на Воронежском1-м и 4-м Украинских фронтах. Дважды контужен и тяжело ранен». Сам он писал:


Мы свалились под крайними хатами –

Малолетки, с пушком над губой,

Нас колхозные бабы расхватывали

И кормили как на убой…


Фронтовые стихи Панченко бьют своей искренностью, ничем не прикрытой правдой: «Весна на фронте пахнет не фиалками». В них ничего нет о героических победах, нет «высоких» слов.


Я с войны не привёз ни шиша.

Даже шубу в Смаковниках продал.

Даже Шурку с полковником пропил:

сто веснушек – 

за стопку "ерша".

Пил и радовался:

живой!
Искалеченный? Все искалечены.

Недолеченный? Все недолечены.

Хорошо, что ещё — с головой…


Но вот стихотворение, придающее совершенно другой поворот военной теме - «Баллада о расстрелянном сердце»:

Я сотни верст войной протопал.


С винтовкой пил.

С винтовкой спал.

Спущу курок — и пуля в штопор,

и кто-то замертво упал.

— Убей его! —

и убиваю,

хожу, подковками звеня.

Я знаю: сердцем убываю.

Нет вовсе сердца у меня…


Вот она трагедия любых войн – убивая врагов, убиваешь себя. А как же жить – без сердца?


Я долго-долго буду чуждым

ходить и сердце собирать.

— Подайте сердца инвалиду!

Я землю спас, отвел беду. —

Я с просьбой этой, как с молитвой,

живым распятием иду.

— Подайте сердца! — стукну в сенцы.

— Подайте сердца! — крикну в дверь,

— Поймите! Человек без сердца —

куда страшней, чем с сердцем зверь.


«Голос боли, сигнал тревоги… Цены нет этому стихотворению! Боль, любовь, нежность собственного, убереженного, не расстрелянного сердца станут отныне и навсегда звучать в поэзии и прозе Панченко» - писал известный литературовед Андрей Турков.

И далее продолжает: «Нелегок путь к себе настоящему, стоящему на собственных ногах:


К себе не по земле — 
по лесенке бреду,
по долгой, винтовой,
высокой вертикали…»


Читая стихи Николая Панченко, знакомясь с его биографией, понимаешь, что вся его жизнь была возрастанием к себе настоящему:


…А едва дорастешь, как наступит твой август
и твой сентябрь,
И ветка, которой ты ко всему прикоснулся,
Теряет листья и засыхает…


Николаю Панченко посмертно была присуждена премия имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество писателя». Он был смелым человеком, одним из его поступков было издание альманаха «Тарусские страницы», куда он вместе с Константином Паустовским в 1961 собрал прекрасные стихи и прозу его современников или ушедших писателей XX века, которые до сих пор не дошли до читателя из-за цензуры. В книгу вошли стихи Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, проза Надежды Мандельштам, Булата Окуджавы, Бориса Балтера, главы из «Золотой розы» Паустовского о Бунине, Олеше, Блоке. Тираж альманаха не успели напечатать и наполовину, из семидесяти пяти тысяч выпустили тридцать, как до Москвы дошел слух о печати без согласования, редакцию расформировали, отпечатанные номера изъяли. Но «рукописи не горят», и сегодня в электронной библиотеке вы можете прочесть оцифрованный альманах: http://imwerden.de/pdf/tarusskie_stranitsy_1961_text.pdf


В одном из стихотворений Николая Васильевича, которое он выбрал для «Тарусских страниц» были строчки:

Мой мир — не растворов,

мой — крепких эссенций,

бой, грянув, творит и не ждет!

Но есть у меня беззащитное сердце,

и это меня подведет...

Не подвело…

Материал подготовила Екатерина Сильченкова,

Медиаспециалист Информационного Центра

Павловской гимназии