Top.Mail.Ru

В гостях Светлана Иконникова: как подружиться с текстами

- Как подружиться с текстами? Или их можно только дрессировать?

- Мне кажется, дружиться и дрессировать – это одно и то же. Мы дружим с тем, кого понимаем. А когда мы начинаем понимать, как устроены тексты? Именно в тот момент, когда пытаемся их «укротить»: написать, переписать, выжать из них всю «воду», оставив только все самое интересное.

Сначала думаешь: «Как все это сложно, непонятно, фу!» А потом вдруг что-то щелкает: «Вау, у меня получается! Я же сам вижу: вот это у меня получается!» И сразу как-то по-другому смотришь на свою работу. Как-то с любовью даже. 


- Можно ли научить любви к чтению? Как?

- Когда мне было 8 лет, я думала, что научить любви к чтению очень легко: читай, читай, читай – и в какой-то момент полюбишь. Но потом вокруг меня начали расти разные дети. Умные, интересные дети. Некоторые их них даже были моими сыновьями. И я поняла, что схема «читай, читай, читай – и полюбишь» - не работает. 

Точнее, здесь должно совпасть три фактора. 


Первый: у человека должен сформироваться навык чтения – так, чтобы сам процесс складывания букв в слова не вызывал головную боль. 


Второй: у человека должно быть хорошо развито воображение. Читать – это значит, работать с воображением. Мы же видим буквы, а в голове выстраиваем картины. 


И третий: человек должен встретить «свою» книгу. Мой старший сын, например, начал безудержно читать в 11 лет. Знаете, что его зацепило? Википедия. Он по 4-5 часов сидел за ноутбуком, перешагивая с одной статьи Википедии на другую. До этого какую только художественную литературу я ему не подсовывала! Бесполезно. Сейчас ему 22 года и он по-прежнему читает тонны текста. И по-прежнему в большинстве случаев этот нон-фикшн. 


Ну а младшему сыну 7 лет и он пока на этапе пусконаладочных работ: шлифует свой навык чтения. До любви к книгам там еще далеко. 


- Какой навык сегодня самый нужный?

- А он всегда был самым нужным, не только сегодня. Это навык коммуникации – умение выстраивать общение с другими людьми. С очень разными людьми. Этот навык нужен каждому, кем бы человек ни работал.

Кому-то он дается легко, кому-то сложно, но, как и любые навыки, его можно «прокачать». Поверьте мне, замшелому интроверту: прокачать навык можно! Никто даже не поверит, что вы -  интроверт.


- Чем нынешние дети особенные? Чем они, на ваш взгляд, отличаются от поколения своих родителей?

- Мне ужасно хочется надеяться, что ничем. Точнее, что мы, их родители, ничем не отличаемся от них – наших детей. Очень уж они свободные, уверенные в себе и творческие. Я тоже так хочу!


- Как написать текст, чтобы его все читали?

Нужно учесть всего три фактора: ритм, факты и иронию. С ритмом все просто: любой текст – все равно немножечко стихи. В нем есть внутренний ритм. Написали текст? Прочитайте его вслух (можно шепотом). На том месте, где вы споткнетесь, где окажется неудобно читать – дыхания не хватит, смысловой акцент упадет не на то слово. Вот на этом месте, будьте уверены, поломался ритм. Вернитесь к началу предложения и прикиньте, как его можно поменять. Очень помогает прием «разделить одно длинное предложение на два коротких». 

С фактами тоже просто. Не надо писать готовые ответы, пишите факты. Сказать: «Я живу в замечательном городе» - не сказать ничего. Сказать: «Я живу в городе, где туристов бывает в три раза больше, чем жителей» - значит, сказать факт. И читатели уж сами сделают из этого факта вывод: хм, какой интересный, замечательный город!


Ну и ирония. Сегодня она – ключ от всех дверей и сердец. Даже в самых серьезных случаях умные авторы стараются хоть чуть-чуть, но иронизировать. Потому что текст, приправленный иронией, лучше запоминается, вызывает больше доверия и вообще – ну как такой не прочитать?